Ссылки Наша рассылка Наши кнопки Мы есть в: ВКонтакте Twitter LiveJournal Мой Мир
Внимание! Данная версия сайта не актуальна. Готовится новая версия сайта
Национальный исламский благотворительный фонд Ярдэм




Телефон для справок
8-9600-480-778

Благотворительность


КУЛЬТУРА ВАКФОВ

Ислам представляет мир как место подготовки к Ахирату (вечной жизни) и вечную жизнь как продолжение этого мира. Ислам предлагает путь к гармонии души и тела, гармонии материального и духовного, ведущий человека к спокойной, нравственной, благополучной жизни. Счастливы те, кому суждено осознанно воспользоваться мудростью этой религии.
...Есть такие ручьи и реки, которые со дня сотворения мира не потеряли своей чистоты. Потоки живительной свежести несут с собой свет жизни и надежды, рисуя по земле незатейливые узоры и не прекращая своего движения вперед.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что благие дела, совершенные на пути Аллаха, подобны этим чистым, звонким источникам. Есть лишь небольшая разница. Живительный поток остановится в Конце Света, а реки добрых дел не ограничены временем и пространством, они плавно перетекут в жизнь вечную.

«После смерти человека Книга его деяний закроется. И только за три вещи он будет продолжать получать саваб (вознаграждение): за садака-джария (садака, продолжающее приносить пользу: строительство мечетей, медресе, дорог и.д.), полезное знание, которое он передал людям, и ребенка, который вслед ему будет читать дуа», - говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям(Муслим,Васият,14).
Аллах Тааля за любое, даже самое незначительное дело на пути добра, за отношение к Его творениям с заботой и любовью дарует неиссякаемое изобилие – баракят. В 261 аяте суры «Бакара» говорится:

«Те, которые расходуют свое достояние на пути Аллаха, уподобляются зерну, которое дает семь колосьев - сто зерен. Аллах удваивает, кому хочет. Аллах Всеобъемлющ и Всеведущ».

По словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), «кто ради Аллаха построит мечеть, тому Аллах в джаннате построит дворец» (Муслим, Масджид, 24).

С давних пор местом средоточия баракята, феиза, источником надежды многих людей были вакфы - организации по оказанию безвозмездной помощи всем нуждающимся творениям Аллаха. В природе человека есть стремление к жизни вечной. Это его стремление может быть реализовано с помощью вакфов, богоугодных благотворительных учреждений, куда люди, оказывая им поддержку, передают свои средства и имущество. Такими учреждениями могут быть мечети, медресе, школы. Средства могут направляться на нужды неимущих членов общества. Одним словом, это и есть те самые добрые дела, запись которых в Книгу Деяний человека не прекратится и после его смерти.

В тафсире Исмаила Хаккы Бурсави «Рухуль-Баян» приводится предание о том, что первые вакфы появились на земле во времена Пророка Ибрахима (алейхи салям). Этому предшествовала вот какая история. Когда Всевышний Аллах объявил Ибрахима Своим другом, ангелы спросили:

- О Великий Создатель! Как может Ибрахим быть Тебе другом? У него есть то, чем он постоянно занят: дети, семья, богатство, душа.

Всевышний Аллах ответил им:

- Я смотрю не на то, что есть у Моего раба, а на его сердце и дела. В сердце Моего друга Ибрахима нет никого превыше Меня. Если хотите, можете его испытать.
После этого перед Пророком Ибрахимом предстал в облике человека ангел Джибриль. Пророк в это время пас свою многочисленную отару овец, которую охраняли двенадцать собак. На шее каждой собаки висело по тяжелой золотой монете, что было свидетельством земногоблагосостояния. Джибриль (алейхиссалям) поприветствовал Пророка и спросил у него:

- О Ибрахим! Чья это отара?

- Это все принадлежит Аллаху, однако Он дал мне ее на временное хранение и в пользование, - ответил Ибрахим (алейхиссалям).

- Продашь ли ты мне одно животное из этой отары?

- Если помянешь один раз Имя Господа, - сказал Ибрахим (алейхиссалям), - отдам тебе одну треть этой отары.

Джибриль (алейхиссалям) произнес:

- Суббухун, Куддусун, Раббуна ва Раббуль-маляикати вар-Рух.

Пророк отдал ему одну треть отары, после чего сказал:

- Произнеси Имя Господа моего дважды, и я отдам тебе еще одну треть отары. Если же ты помянешь Его Имя трижды, я отдам тебе всю отару вместе с собаками, которые ее охраняют. Помянешь Его Имя четырежды я сам стану твоим рабом.

Всевышний Аллах спросил Джибриля:

- Каким ты нашел Моего Друга?

Джибриль ответил:

- Твой Друг - прекраснейший из Твоих рабов.

В это время Пророк Ибрахим (алейхиссалям) обратился к пастухам:

- О пастухи! Гоните отару вслед за этим человеком!

На что Джибриль (алейхиссалям) промолвил:

У меня нет в ней необходимости, я - ангел Джибриль.

- О Джибриль! - сказал Пророк. - Меня зовут Халиль, и я не могу взять обратно то, что ради Аллаха, от всей души кому-то подарил.

Тогда Всевышний ниспослал Своему Другу откровение, чтобы тот продал отару, купил на вырученные деньги землю и дом и передал людям, чтобы те использовали имущество на нужды благотворительности.

Этот мир человек получил уже в готовом виде. Аллах дал ему во временное пользование землю и ее богатства, воздух, свет, воду, а также совершенное тело и недюжинный ум, чтобы ориентироваться в мире. Единственное, чем Он обязал человека, - это нести ответственность за вверенные ему блага. Аллах Тааля призывает человека быть благодарным, то есть жить осознанно, помня, что эти блага даны Всевышним, и быть покорным всем Его повелениям.

Аллах не спрашивает с того, кому по Его Воле не было дано каких-то определенных благ. Того, кто лишен разума, не призовут к отчету за служение и покорность. С бедного не взыщется за невыплату закята, ему также разрешено не совершать Хадж. Больной и немощный освобождается от обязательного поста. Каждый мумин индивидуален, каждому Аллах дал особенные свойства, качества, блага. В этом проявляется безграничное уважение Всевышнего к достоинству своего создания и неиссякаемая любовь к нему.

Вакф - это место, где человек может использовать два самых больших блага, дарованных ему Аллахом: самого себя и свое имущество. Вакф - это организованная форма «инфака» (от араб, нафака - «давать», в более широком смысле «материальная помощь, открытие дорог, ведущих к Милости Аллаха»). Иными словами, человек, совершающий добрые дела, выходит на ПутьИстины.
Вакфы организуются в зависимости от времени, места, потребностей общества, они динамичны по своей структуре. Целью вакфов является содействие человеку как творению Аллаха, вне зависимости от того, какой он национальности или вероисповедания.

Вакф - это организованное, упорядоченное распределение благ, мост между состоятельными и нуждающимися. Так Аллах Тааля посылает свою помощь людям посредством самих людей.

Исламская культура - это культура вакфов. Вакфы организовывались вокруг Пророков и Посланников Аллаха. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Проявите милосердие и сострадание к тем, кто на земле, и те, кто на небесах, проявят милость по отношению к вам». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) стал примером для людей в совершении благих дел. Он передал мусульманам семь финиковых садов, а позднее земли Фадак и Хайбар. Сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) стремились следовать его примеру и тоже передавали свое имущество в общественное пользование. Джабир (радыяллаху анху) говорил:

«Я не знаю ни одного человека из числа мухаджиров и ансаров, имеющих достаточно средств, чтобы они не передали вакфу в пользование свое имущество» (Ибн Кудама, Мугни, 5, 598).

Умар (радыяллаху анху) получил в качестве трофея после сражения при Хайбаре финиковый сад. После этого ему три раза подряд снился один и тот же сон. Во сне Умару был дан знак, чтобы он передал этот сад вакфу. Через некоторое время он пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям):

- О Пророк Аллаха! Я сейчас владею тем, чего у меня никогда не было. Как мне распорядиться этим богатством? Как ты скажешь, так я и сделаю.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Если пожелаешь, можешь отдать этот сад в пользование вакфа. После этого его нельзя будет продать, это имущество не сможет быть подарено, не сможет передаваться по наследству, а выращенные в саду плоды будут раздаваться нуждающимся.

Умар (радыяллаху анху) без промедления передал свое имущество в вакф, и нуждающиеся, путники, ученики пользовались в дальнейшем плодами этого сада.

Когда человек отдает что-либо ради Аллаха, важно, чтобы это была вещь, которую он очень любит, к которой привязан. В один из дней сподвижники собрались послушать полные духовности наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в его мечети. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к 92 аяту суры «Али Имран»:

«Не достигнете бирра (прим.: слово бирр имеет несколько значений: "богобоязненность", "Рай", "довольство Аллаха"), если не будете давать из того, что любимо вами...».

Сахабы слушали Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) с глубоким воодушевлением. Каждый думал о том, что бы он мог отдать ради Аллаха в пользу своих собратьев. У Абу Талхи (радыяллаху анху) был сад из 600 финиковых деревьев, который находился неподалеку от Мечети Благоденствия. Абу Талха очень любил этот сад. Он часто приглашал туда Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и сад все больше и больше наполнялся баракятом. Абу Талха, находившийся под впечатлением прочитанного Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) аята, подошел к нему и сказал, что хочет ради Аллаха передать в общее пользование то, что ему наиболее дорого. После этого, по преданию, Абу Талха, чтобы осуществить свое намерение, направился к саду. Супруга, увидев его, удивилась, что он не стал туда заходить.

«Отныне я не могу войти в сад, я передал его в вакф, - сказал Абу Талха, обращаясь к супруге,

- собирай вещи и ты, теперь этот сад принадлежит беднякам Медины», и прочитал ей аят из Корана.

- Ты передал этот сад только от своего имени или и от моего тоже? - спросила женщина.

- И от твоего тоже, - ответил Абу Талха.

- Пусть Аллах будет тобой доволен, Абу Талха! - воскликнула его супруга. - Я всегда думала об этом, видя рядом с собой бедных людей, но у меня не хватало смелости сказать об этом тебе. Пусть Аллах примет наши дела! Свое существование вакфы продолжали под руководством преемников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) - духовных наставников (муршиды кямиль). Вакфы были школой духовного воспитания. Находясь рядом с праведными людьми, которые жили так, как говорили, и говорили так, как жили, люди открывали в себе добрые начала и становились способными на искреннюю, бескорыстную помощь другим. Основная духовная цель вакфов, ат-такарруб иляллах (причина приближения к Аллаху) - достичь довольства Всевышнего.

Вакф - это аманат Аллаха своим рабам. Непочтительное отношение к аманату влечет за собой Божественное наказание. Примером тому служит история с племенем Пророка Салиха (алейхиссалям). Люди этого племени, в качестве доказательства проповедуемых им истин попросили Пророка, чтобы по Воле Аллаха из скалы вышла верблюдица. Чудо произошло. Аллах дал людям верблюдицу. Ее сытное молоко предназначалось нуждающимся. Через некоторое время верблюдицу зарезали, причинив, таким образом, вред имуществу вакфа, и племя было наказано: Аллах уничтожил нечестивцев.

Известна притча о Пророке Сулеймане (алейхиссалям) и маленькой птичке. Однажды Сулейман (алейхиссалям), которому было дано понимать речь птиц и животных, справедливо побранил одну птичку. На что она со всей серьезностью пригрозила, что уничтожит его султанат. Пророк ответил: «Ты такая маленькая! Как тебе справиться с моим мощным государством!» Птичка ответила: «Я намочу свои крылья и потру ими о земли, принадлежащие вакфам, после чего перенесу частички земли на крышу твоего дворца. Этого будет достаточно, чтобы уничтожить твой дворец». Из притчи становится ясно, с каким вниманием нужно относиться к имуществу вакфа. Если имущество вакфа смешается с имуществом частного лица, за это надо будет держать ответ перед Аллахом.

На людях, работающих в вакфах, лежит большая ответственность. Участь человека, недобросовестно выполняющего свои обязанности и не по назначению использующего средства, незавидна. Человек должен помнить, что он распоряжается имуществом Аллаха и неминуемо будет перед Ним отвечать. Во времена Османского халифата в эпоху расцвета культуры вакфов были изданы специальные указы и приняты законы, содержание которых вкратце сводилось к следующему: «Кто нарушит устав и условия работы вакфа или изменит их, пусть падет на того проклятие Аллаха, Пророков, ангелов, людей и всех живых творений...»
Мусульмане того периода старались придерживаться пути Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), следуя хадису:

«Самый благочестивый из людей тот, кто более всех полезен людям» (Суюти, Джамиус-Сагыр).

Вакфы оказывали материальную помощь, содействовали в получении образования, в духовном воспитании, занимались строительством мечетей и молельных домов, а также поддержанием в них порядка, возводили медресе, разного рода учебные заведения, дома, библиотеки, бани, больницы, гостиницы, постоялые дворы. На средства вакфов рылись колодцы, прокладывались каналы для воды, сооружались трубопроводы и т.п. В ведении вакфов находились столовые для нуждающихся, сиротские приюты, дома для младенцев. Вакфы занимались освобождением пленных и рабов, обеспечением неимущих дровами, подготовкой приданого девушкам-сиротам и девушкам из нуждающихся семей, выплатой долгов за должников, помощью вдовам и сиротам, обеспечением школьников одеждой и едой, похоронами бедных и одиноких, защитой женщин и т.п.

Это только часть той деятельности, которой занимались вакфы. Особенно ценна их забота о старых, одиноких женщинах. Благодаря вакфам пожилые люди не чувствовали себя униженными, могли помогать себе своими руками. Так, например, они изготавливали пряжу из качественной шерсти. Получая за это достаточно денег, они могли последние годы своей жизни провести в спокойствии и благополучии.

Вера делала людей, работавших в вакфах настолько милосердными и чуткими, что они брали под свою опеку даже растения и животных. Были построены медучреждения по оказанию помощи раненым и больным представителям животного мира, центры для птиц, не сумевших совершить перелет.

Один из французских путешественников писал: «Можно встретить турков, которые специально платят своим работникам, каждый день поливающим деревья, чтобы те не засохли от жары».

Деятельность благотворительных организаций способствовала стабилизации общества. Социальная справедливость базировалась на здоровых экономи¬ческих и нравственных основах. Помощь, которая оказывалась нуждающимся посредством вакфа, была замечательна тем, что ни тот, кто помогал, ни тот, кому была оказана помощь, не знали друг друга. Так люди состоятельные избавлялись от чувства превосходства и желания показать себя другим, ощущая на себе лишь последствия молитв тех, к которым подоспела помощь. Все это служило укреплению веры и направляло сердца к Истине.

Одной из основ благотворительности было утверждение ценности для общества всех людей без исключения. Например, оказывалась помощь нуждающимся семьям шахидов (погибших в сражениях). Таким образом, общество отдавало свой долг тем, кто ради его благополучия отдал свою жизнь. При раздаче еды ее приносили по ночам в закрытых сосудах, бережно относясь к чувствам людей. Работники вакфов старались найти действительно нуждающихся, которые из стыдливости не могли рассказать о своем бедственном положении. Если в доме был кто-либо болен, то на его подоконник клали красный цветок. Все, даже дети, знали, что в доме больной и надо беречь его покой.

Известный публицист и писатель Джамиль Мерич на вопрос, почему в период Османской империи не был развит жанр романа, ответил: «Там не было драм и трагедий, чтобы писать романы. Жизнь была счастливой и благополучной. Романы не писались и не читались».

Чтобы помогать людям, не обязательно иметь несметные сокровища. Обязательны лишь открытое сердце, улыбка, доброе слово, дуа ...

Баракят от совершенных во имя Аллаха добрых дел напрямую зависит от искренности человека и его намерения. Вакф - это средство приближения к Аллаху. Это место обучения тех, кому Аллах даровал имущество, чтобы они умели использовать его с наибольшей пользой для себя и не допускали исрафа, потому что исраф использование ни'матов (благ, милостей) Аллаха не по назначению.

Воспитательной задачей вакфов является сохранение нравственной чистоты людей состоятельных, защита их от расточительства и наглядная демонстрация того, что накопительство не может быть целью человеческой жизни. Человек всегда должен быть готов от сердца протянуть руку любому творению Аллаха. Пусть Аллах наградит нас такими сердцами! Аминь!

Осман Нури Топбаш

Обзоры исламских СМИ



Сайт разработан при поддержке Фонда развития исламского Интернета

© 2008-2017. Владелец сайта — НИБФ "Ярдэм"
Создание сайта — студия Ариф