Ссылки Наша рассылка Наши кнопки Мы есть в: ВКонтакте Twitter LiveJournal Мой Мир
Внимание! Данная версия сайта не актуальна. Готовится новая версия сайта
Национальный исламский благотворительный фонд Ярдэм




Телефон для справок
8-9600-480-778

Благотворительность


Благотворительность вчера, сегодня, завтра

Минул 2007 год, который был, именуем Годом благотворительности. Несомненно, он благотворно сказался на жизни всего общества. Но никак нельзя полагать, что, уходя, год, который был преисполнен милосердием, унес с собой ту атмосферу, которая стимулировала к совершению искренних пожертвований ради довольства Всевышнего. Так или иначе, каждый мусульманин должен осознавать, что лишь одним годом усиленных пожертвований нельзя изменить положение дел и истинную суть вещей. Благотворительностью должен быть ознаменован каждый день истинного мусульманина, добрые начинания и сострадание должны стать неотъемлемой частью его жизни. В Коране и хадисах неоднократно упоминается о необходимости совершать пожертвования. Этим и обуславливается важность данного аспекта. Уже в самом начале Корана Аллах говорит: «Писание (Коран) – нет сомнения в том - есть руководство благочестивым, тем, которые веруют в сокровенное, совершают молитвы, делают пожертвования из того, чем их наделили Мы...» (аль-Бакара; 2:5)
В Исламе имеет место, так называемый, закон перераспределения средств. Это, когда сильная часть членов общества, по установлению Всевышнего, берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Это происходит посредством обязательной милостыни (закят) для людей достигших определенного уровня благосостояния (нисаба), а также путем добровольного пожертвования(садака)

Немаловажной стороной благотворительности является этика взаимоотношений «богатых» и «бедных». В этих отношениях бедные имеют право на закят, а богатые в свою очередь, которых Всевышний облагодетельствовал, наделив их материальной независимостью обязаны отдать их бедным. И это независит от их желаний и прихотей. Пожертвовать деньгами, которые превышают нисаб – это их прямая обязанность.

Заслуживающим внимания является тот факт, что нуждающимся является, как это принято считать не только тот, кто принимает подаяние, но и тот, кто непосредственно жертвует своими средствами. Это связано с тем, что бедный, принимая подаяние богатого, позволяет последнему исполнить свою обязанность перед Всевышним, и становится источником очищения богатства того, кто подает милостыню. Плюс ко всему этому сохраняет богатого от огня преисподни. К большому сожалению, данный скрытый смысл благотворительности понятен далеко не всем состоятельным людям. Да и никогда не нужно упускать из виду тот факт, что человеческая жизнь коротка. Для человека в этом мире материальные ценности не первичны, богатство не самоцель. Наоборот, быть богатым, значит быть подвергнутым испытаниям от Всевышнего, брать ответственность и соблазн ошибиться. У нас много бизнесменов, кидающих свои деньги на ветер: в казино, на дорогие удовольствия. А на ряду с этим сколько бедствующих людей, требующих внимания и сострадания, сколько обездоленных, которые по тем или иным причинам потеряли кров и имущество, много и тех, кто с рождения слеп и глух... Сегодня мы говорим о возрождении духовности, нравственных ценностей. Но в то же время приходится лицезреть недостроенные мечети, медресе, другие богослужебные заведения. Из-за отсутствия денежных средств строительство простаивает годами, а то и вовсе десятки лет. В России есть довольно состоятельные регионы и районные центры, где изо дня в день открываются новые кафе и рестораны, бары, дискотечные центры. Но среди них нет ни одного ресторана и даже столовой, где бы предлагались халяль меню. Нет мусульманских школ, которые, как никогда, востребованы сегодня. Несомненно, большая ответственность на главах администраций и на богатой элите, оставляющих без внимания духовный аспект жизни. Сегодня много действующих медресе и приходов, которые с трудом увязывают концы с концами, а то и дело вовсе закрываются, будучи неспособными содержать себя. Отрадно то, что в последнее время государство уделяет все большее внимание развитию духовно нравственных аспектов нашей жизни. Открываются новые благотворительные организации и фонды, которые способны ассигновать финансовые средства на поддержку Исламской культуры, науки и образования...

Сегодня нужно обратить внимание и на тот факт, что малочисленность актов милосердия многие видят в налогах на благотворительные средства или отсутствие льгот и пользы от такой помощи. Несомненно, если будет закон о благотворительности, он лишь послужит стимулятором дел в положительном русле.

Конечно, при всем при этом не нужно забывать исторический опыт благотворительности у татар. В силу Исламских традиций, менталитета татар, социальная работа не останавливалась ни на минуту. Можно вспомнить организацию Юнусовского детского приюта, организацию специального класса для бедных детей и сирот при медресе «Мухаммадия», успешно действующий институт завещания – когда после смерти состоятельных лиц значительные суммы шли на благотворительность. Например, в завещаниях купцов: Абдулвалея Чукина, Ахмета Хусаинова и др. Но внешние изменения в мире, в том числе начавшийся в 19 веке процесс модернизации повлиял на сознание и нашего татарского народа. Из традиционных форм благотворительности выжило практически только хаер и садака. Поэтому все усилия должны быть направлены на возрождение ушедших традиций.

Возможно, кому-то в наши дни покажется странным, но был период, когда состоятельные мусульмане с трудом находили бедных и нуждающихся для выплаты закята. Такая ситуация возникла потому, что регулярная выплата закята среди богатых привела к тому, что число людей необладающих нисабом сокращалось, а людей, которым была обязательна выплата закята становилось все больше и больше. С другой стороны, если даже кто-то и был нуждающимся в милостыне, он не спешил обращаться с просьбами. Так как он придерживался этических норм, присущих неимущим. Один из хадисов гласит: «Никогда не избавится от нужды тому, кто, испытывая ее, станет обращаться за помощью к людям, к тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлет его удел.»

Много поучительного можно почерпнуть из жизни праведников. Например: Известный ученый, Хасан аль-Басри всегда носил запазухой ломтики сахара и каждый раз при встречи с неимущим доставал из карманов кусочки сахара и угощал его. Когда ученого спросили о сути его действий он сказал: «Я люблю сахар и стараюсь расходовать из того, что мне любимо. Поистине Всевышний сказал: «Не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать из того, что любите». ( аль-Имран; аят 92)

А много ли сегодня среди нас таких людей, чьи расходования денег мотивированы лишь любовью к Всевышнему, людей, подаяния которых сопровождаются желанием жертвовать, которые не сожалеют об отданных деньгах и не боятся впасть в нужду, которые жертвуют не смотря на наличие собственных нужд и не опасаются, что деньги пригодятся в течении долгих лет предстоящей жизни. Бесспорно, если в человеке преобладают такие качества, то милостыня такого человека самая лучшая, ибо изречение посланника Аллаха гласит: «Лучшая милостыня та, что пожертвована вами, когда вы находитесь в добром здравии и полны надежды жить долго. Не медлите жертвовать, не откладывайте подаяние до тех пор, пока не придет смертный час, чтобы лишь тогда начать раздавать добро, приговаривая: «Столько-то тому и тому, а это для этих-то и этих» (Аль-Бухари).

Абдрахман Хабибуллин

Обзоры исламских СМИ



Сайт разработан при поддержке Фонда развития исламского Интернета

© 2008-2017. Владелец сайта — НИБФ "Ярдэм"
Создание сайта — студия Ариф