Ссылки Наша рассылка Наши кнопки Мы есть в: ВКонтакте Twitter LiveJournal Мой Мир
Внимание! Данная версия сайта не актуальна. Готовится новая версия сайта
Национальный исламский благотворительный фонд Ярдэм




Телефон для справок
8-9600-480-778

Благотворительность


Благотворительность в Исламе - религии мира и добра

Сегодня, когда мир Ислама пребывает в подавленном состоянии, а в обществе все чаще можно наблюдать пренебрежение родственными и дружескими отношениями, исчезновение радости и спокойствия; распространение зависти и вражды, сложилась острейшая необходимость возродить культуру пожертвований и благотворительности. Эти затраты необходимы как для нас, так и для наших детей. Дети наши должны расти в осознании того, что истинный владыка всего Всевышний Аллах. Мы же, наряду с обучением их с малых лет чтению молитвы, должны привить им и радость чувств пожертвования, необходимость этого поклонения.
Представляя мирскую жизнь местом подготовки к жизни вечной, а жизнь будущую – продолжением этой, Ислам установил прекрасное и совершенное равновесие между телом и душой, став самой надежной основой для стабильного, счастливого и процветающего общества.

Священный Коран повелевает зрелым верующим, стремящимся снискать довольство Аллаха, жертвовать из того, что им самим дорого.

Из всего мирского, что дано человеку, самым дорогим и значимым является душа и имущество. Лишь жертвуя ими на пути Аллаха, возможно заслужить рай и достичь довольство Аллаха.

Состоятельные никогда не должны забывать, что могут оказаться на месте страдающих и обездоленных, поэтому должны использовать каждую представившуюся возможность для пожертвования. Поступая так, они отдают дань уважения и благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные им блага.

Насколько благословенны дела, совершенные во имя Всевышнего Аллаха или на Его пути, зависит от искренности намерений. Искренность формируется под влиянием богобоязненности. Ведь за малые благодеяния, совершенные ради достижения довольства Аллаха, Всевышний воздает великой наградой и благословением.

В священном аяте говорится:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах- Всеобъемлющий, Всезнающий» (Аль-Бакара, 261)

При пожертвовании на пути Аллаха важным условием является жертвовать от души из того, что наиболее ценно для человека. Об этом передано, что однажды, еще при жизни Пророка, мир и милость ему от Аллаха, сахабы собрались в мечети Пророка, чтобы услышать из уст его аяты Корана. Пророк, мир и милость ему от Аллаха, прочел им священный аят:

«… вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвование из того, что вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом» (Аль Имран, 92)

Каждый из присутствующих пребывал в глубоком впечатлении от услышанного и думал о том, что он, в свою очередь, мог бы пожертвовать на пути Аллаха. Одним из таких благонравных сахабов был Абу Тальха (радыйаллаху анху). В то время он владел садом, расположенным около Мечети Пророка, где росло шестьсот финиковых пальм. Абу Тальха (радыйаллаху анху) очень любил свой сад. По приглашению его там часто бывал Пророк, мир и милость ему от Аллаха, присутствие которого осеняло этот сад особой благодатью и изобилием.

Абу Тальха (радыйаллаху анху), вдохновленный призывом священного аята, подошел к Пророку и произнес:

«О Посланник Аллаха! Всевышний Аллах повелевает: «… вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвование из того, что вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом» Для меня нет ничего дороже, чем мой сад Байруха. С этого момента отдаю его Аллаху и Его Посланнику. Надеюсь, что Господь одарит меня благочестием и даст мне пропитание из пищи жизни вечной. Поэтому, о Посланник Аллаха, поступай отныне с этим садом так как укажет тебе Всевышний.»

Как передано далее, после этого Абу Тальха сразу направился к саду, чтобы осуществить свою волю. Там он увидел жену, сидящую в тени дерева, но входить не стал. Удивившись, женщина спросила:

– О Абу Тальха! Чего же ты ждешь? Почему не входишь?

Абу Тальха ответил:

– Я не войду, да и ты соберись и выходи.

– Почему ж, о Абу Тальха! Разве это не наш сад? – еще больше удивилась та.

– Нет. Отныне он принадлежит беднякам Медины, – ответил Абу Тальха. И, прочитав благородный аят, сообщил о своем решении.

– Пожертвовал ли ты его только от своего имени или от имени нас обоих? – спросила его жена.

– От имени нас обоих, – ответил он.

Тогда, не скрывая своей радости женщина воскликнула:

– Да будет Аллах доволен тобой, о Абу Тальха! Каждый раз, когда я видела вокруг нас бедняков, я всегда думала о том же, но не решалась сказать тебе. Пусть Аллах примет это у нас. Вот и я выхожу, оставляя его!

Не трудно представить какой отклик нашло благодеяние Абу Тальхи, когда в скорее прочно укрепившись в сердцах верующих, оно станет плодоносить и зародиться эпохой, известной как золотой век ислама.

Путь обретения таких качеств как сострадание, милосердие и доброта, проходит через жертвование имуществом и самой душой. Вот как ответил Посланник Аллаха человеку, который пожаловался ему на черствость своего сердца: «Если желаешь, чтобы сердце твое смягчилось, накорми бедняка, приласкай сироту!...»

Очень важно понимать, что для того чтобы закят и милостыня действительно были приняты, необходимо честным и искренним и делать это только во имя Аллаха. Поэтому недопустимо, чтобы дающий милостыню испытывал гордость за себя или рассчитывал на похвалу или воздаяние. Подобное поведение перечеркнет все благо сделанного. За то, что его благодеяние оказалось востребованным, человек должен испытывать благодарность к берущему подаяние и рассчитывать только на божественную милость. Именно на таком уровне это приемлемо у Аллаха. Всевышний Аллах, выражая довольство пожертвованиями Али и его жены Фатымы (радыйаллаху анхума), поставил их деяние в пример всем мусульманам и повелел:

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, (и говорят): «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и дарил их процветанием и радостью» (Аль-Инсан, 8-11)

Этот аят содержит указание на соблюдение определенных норм этикета при пожертвовании, а именно:

1.Самопожертвование, т.е. предпочтение себе других му`минов является великим достоинством.

2.Каждое пожертвование следует делать не ради преходящих жизненных целей, а только во имя Аллаха и ради снискания Его довольства.

3.Чтобы уберечь себя от мучительного наказания Судного дня, жертвовать надо ради довольства Всевышнего Аллаха.

4.Каждое пожертвование, сделанное с искренностью и принятое Всевышним Аллахом, просветлит лицо мусульманина.

5.Всевышний Аллах дает знак, что Он требует от мусульман совершения подобных благодеяний.

Если тот, кто делает пожертвование, сможет перенять высокую нравственность, которой учит священный аят, то его искренность и чистосердечность отразится на берущем саадака; и даже если он не из тех, кому полагается жертвовать, то, по Милости Аллаха, он воспрянет и изменится.

Надо знать, что даже если садака попадает не «по адресу», подающий его человек все равно будет вознагражден. Следующий хадис Посланника Аллаха (саллалаху алейхи ва саллям) говорит именно об этом:

«Однажды один человек решил:

– Я должен дать садака.

Выйдя ночью из дома, он случайно дал милостыню вору. На следующий день жители города заговорили:

– Невиданное дело! Этой ночью одному вору подали садака!

Человек сказал:

– Хвала Аллаху! Я все же должен дать садака.

И выйдя следующей ночью с деньгами, он отдал их путане.

На следующий день уже все обсуждали его поступок:

– Ночью путанее подали садака!

Человек воскликнул:

– Хвала Аллаху, хотя и дал садака путанее. Но я все же подам садака!

И опять выйдя ночью из дома с деньгами, он (по неведению) отдал их богачу.

Уже на утро люди изумленно обсуждали новость:

– На этот раз садака дали богачу!

А человек сказал:

– Хвала тебе, о Аллах! Хвала Тебе за то, что я подал милостыню вору, путане и богачу!...

И он узнал из сна, что его искренность и чистосердечие принесли свою пользу:

– То, что ты дал вору, может быть, удержит его от воровства. То, что ты дал путанее, может быть, заставит вернуться ее к благочестию. То, что ты дал богачу, может быть образумит его, и он начнет сам делать пожертвования» (Бухари, Закят, 14).

Помимо праведных наших деяний Всевышний Аллах видит и степень богобоязненности нашего сердца, когда мы приступаем к какому-то делу. С этой точки зрения, нищий материально, но богатый духовно заслуживает рай половинкой финика; богатый материально, но нищий духовно, то есть с больной и беспечной душой, даже истратив все свое состояние, может ничего не приобрести.

Это означает, что принятие Аллахом совершенных поклонений зависит от искренности сердца и внутреннего вдохновения. Ведь многие благодеяния, кажущиеся великими, но не имеющие значения для других, таковыми и остались, а кажущиеся ничтожными, снискали великие награды и вечность, послужив для пользы людей.

О Аллах, истинный Владыка всего сущего! Наполни кладезь нашей духовной жизни нескончаемыми проявлениями благотворительности, служения, милосердия и сострадания на Твоем пути!... Аминь.

Хатыб Гарай

Обзоры исламских СМИ



Сайт разработан при поддержке Фонда развития исламского Интернета

© 2008-2017. Владелец сайта — НИБФ "Ярдэм"
Создание сайта — студия Ариф