Ссылки Наша рассылка Наши кнопки Мы есть в: ВКонтакте Twitter LiveJournal Мой Мир
Внимание! Данная версия сайта не актуальна. Готовится новая версия сайта
Национальный исламский благотворительный фонд Ярдэм




Телефон для справок
8-9600-480-778

Благотворительность


Расчитался ли ты с Господом:вопрос закята

Что такое закят? Кто должен выплачивать его? Можно ли его выплачивать мечетям или медресе, и не нарушает ли это правил фикха? Какую сумму необходимо выплачивать? Эти и другие вопросы в нашей постоянной рубрике “вопросы фикха”.На вопросы отвечает имам-хатыйб мечети "Энилер", эксперт газеты "Ислам nfo" Шавкят хазрат Абубекеров.
Что такое закят?
В понимании фикха, закят это выплата опреде¬ленное суммы денег от нажитого имущества в пользу бедных или нуждающихся, или тех людей, которые его заслуживают. Об этом говорится в суре «Покаяние», аят 60.
Действительно, слово «закят» переводится как «очищение», и оно охватывает широкий спектр пони¬мания с точки зрения лингвистики арабского языка, этим и красив арабский язык.
Аллах не беспочвенно называет «выплату денег» - очищением. Во-первых, закят очищает само имущес¬тво, которое нажито. Ведь человек, особенно если он крупный бизнесмен, не всегда успевает контролиро¬вать финансовый поток, довольны ли были потребите¬ли его товаром и т.д. Во-вторых, «закят» это очищение своей души и сердца. Души - от болезней, сердца - от скупости и жестокости, заменяя тем самым эти эпи¬теты щедростью и милосердием, что высоко ценится нашим Господом. В-третьих, это очищение намерений и действий ради Аллаха, так как человек, давая закят, чувствует контроль своего Создателя и подчиняется Его законам.
С чего надо выплачивать закят?
Закят выплачивается с семи вещей: золота, сереб¬ра, торговли, фруктов и овощей, животных - это круп¬ный и мелкий рогатый скот, полезных ископаемых, найденного клада...
А если у человека есть ценные бумаги, следует ли ему выплачивать с них закят?
Безусловно, также как и из золота, или же серебра, или же из денег - 2,5%.
С какой суммы надо начинать выплачивать закят?
«Нисаб» - минимальный размер суммы, с которой выплачивается закят, зависит от мировых цен на золо¬то. Мы узнаем стоимость 84 грамм золота и, соответс¬твенно, определяем «нисамб». Насколько известно, эта сумма у нас – около одной тысячи долларов. Или около 30 тысяч рублей. Если имущество человека: де¬ньги, ценные бумаги, золото, серебро, товар в «оборо¬те» - больше этого «нисаба», то ему следуте просумми¬ровать все это имущество и выплатить с получившейся суммы закят в размере 2,5%.
Есть ли временные рамки для выплаты закята?
Закят должен выплачиваться ежегодно. Если со¬стояние человека достигло «нисаба», то ровно через год, если состояние не стало меньше «нисаба», ему следует с той суммы, которой он владеет, выплатить закят.
Сейчас много споров по поводу того, можно ли приносить деньги, предназначенные для выплаты закята, в мечети или медресе? И если можно, то разъ¬ясните почему?
Раньше в книгах по фикху указывали на то, что закят нельзя давать мечетям. Но в то время само госу¬дарство заботилось о сборе закята в казну. Правитель следил за этим, была целая структура, работающая в этом направлении. И государство было обязано содер¬жать мечети и медресе. Поэтому в прошлом вопрос об этом не поднимался. Сейчас же ситуация, как мы видим, совсем иная. Мы строим мечети и медресе, но их, к сожалению, государство не содержит. И ме¬чети, которые мы посещаем, и медресе, в которых готовят имамов - вынуждены сами искать источник к существованию, а попросту - «выживать». В России другие условия. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, простой муэдзин, не говоря уже об имаме, получает 850 долларов в месяц. В Турции, например, все мечети содержатся за счет государства, и имамы назначаются Министерством по исламским делам и вакуфов.
Если говорить о подаяниях прихожан, то они не покрывают всех нужд мечети. Давайте заглянем в про¬шлое и позапрошлое столетия, в конец XIX - начало XX веков. Мы имели, медресе, мечети, а мы задумыва¬лись за счет кого они строились и содержались? Ответ прост – это меценаты, торговцы разных гильдий. Даже названия мечетей свидетельствуют об этом: «Бурна¬евская», «Апанаевская», «Галеевская». у них не стоял вопрос, куда нести закят. Они делали свое доброе дело. Они понимали суть проблемы.
В наше время никто не может сказать, что кто-то обязан содержать мечети или медресе. Сейчас со¬держание мечетей и медресе лежит на всей мусуль¬манской умме! Хотелось бы это особо подчеркнуть! Поэтому эти споры сейчас неуместны. И как мы знаем, закят выплачивается «фи сабилилля», то есть на пути Аллаха, а мечети, медресе попадают под этот пункт, так как они являются источником возрождения и распро¬странения религии Аллаха. И надо заметить, что почти вся тогдашняя татарская интеллигенция, которой мы сегодня гордимся, получила образование в стенах та¬ких медресе.
В чем заключается пассивность мусульман относительно выплаты закята? Ведь не каждый спешит расстаться с деньгами?
Во-первых, выплате закята зависит от силы веры, а наша религиозность как бы «смешана» с этим миром. Мы не можем этот мир приравнять к загробному миру. Мы любим эту жизнь больше, чем «ахират» - жизнь после смерти. Мы будем покупать красивые машины, строить шикарные дома, сейчас время такое - соревноваться в богатстве. И в этом нет ничего зазорного, если ты отдаешь должное Аллаху. Выплачивай то, что принадлежит Богу, - а не тебе, и - живи спокойно. Аллах не запретил зарабатывать, но он не любит расточителей и тех, кто не выплачивает за¬нят. Вообще, выплата закята - это наша благодарность Господу за то, что он нам предписал быть богатыми. И когда человек не задумывается о том, что 2,5% иму¬щества принадлежит Господу за наделенные Им блага - это черная неблагодарность. Аллах их все равно вер¬нет себе, так как они не принадлежат самому человеку. Человека могут постигать несчастья, болезни, аварии, банкротство, да упасет Аллах всех нас от этого, так как жизнь - это череда испытаний. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах обязал богатых мусульман давать закят. И если богатые мусульмане этого не будут делать, то каждое страда¬ние бедных, когда они будут испытывать нужду, будет ложится на плечи богатых, так как они не выплачивали закят. А в Судный день они будут наказаны за те беды и страдания, которые испытывали бедные, и Аллаха возьмет с них суровый расчет» (Сахих Муслим). Так как они пользовались тем, что им не принадлежит, и не возвращали бедным того, чего на самом деле они заслуживали.
Во-вторых, пассивность еще заключается в том, что многие думают, что выплата закята – не обяза¬тельная процедура. Они путают это с садакой, пожерт¬вованиями, - которые не являются обязательными.
В-третьих, мусульмане не чувствуют, что они реально могут внести вклад в свою религию, и думают, что за них это должны сделать другие. Они не считают себя обязанными сделать это. Такой стериотип у мно¬гих мусульман: я пока постою в стороне и подожду, пусть другие это сделают, а потом, может быть, и я к ним присоединюсь. Они не понимают смысла «частич¬ного» вклада в развитии духовенства.
В-четвертых, деньги – это «явная» вещь, а «са¬ваб», награда от Аллаха, - это «скрытая» вещь. И мы, мусульмане, еще не научились чувствовать «саваб», которым нас наделяет Аллах. Мы еще не научились понимать, что нами может быть Доволен Аллах, наш Создатель. А это и есть принцип, ради чего мы жевем на этом свете. Могу привести пример. Посланник Ал¬лаха, да благослвоит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто будет поминать Аллаха после утренней молитвы до восхода солнца, то это как будто бы он освободил раба» (Сахих аль-Бухари). То есть получит награду «саваб» в размере того, что положено за ос¬вобождение раба. Есть и другие хадисы в сборнике аль-Бухари, что «Аллах будет готовить его место в раю, когда тот будет идти в мечеть и находиться там». Этих обещаний для нас как будто недостаточно, чтобы поминать Аллаха после утренней молитвы, находясь в мечети. А если бы нам предложили ежедневно по 50 долларов за каждое посещение мечети, то наши мече¬ти были бы наверняка переполнены. Это говорит о том, что мы стали материальными.
В-пятых, мусульмане думают, что, выплачивая закят, их богатство уменьшится, хотя Коран и сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают нам, что выплата занята, наоборот, увели¬чивает богатство. Вот пример из Корана:
«Притчей о тех, кто расходует свое иму¬щество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах уве¬личивает награду, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий». Сура «аль-Бакара», аят 261.
А вот примет из сунны: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Про¬питание человека не уменьшится подачей милостыни» (Сахих Муслим).

Обзоры исламских СМИ



Сайт разработан при поддержке Фонда развития исламского Интернета

© 2008-2017. Владелец сайта — НИБФ "Ярдэм"
Создание сайта — студия Ариф