Ссылки Наша рассылка Наши кнопки Мы есть в: ВКонтакте Twitter LiveJournal Мой Мир
Внимание! Данная версия сайта не актуальна. Готовится новая версия сайта
Национальный исламский благотворительный фонд Ярдэм




Телефон для справок
8-9600-480-778

Благотворительность


Висам Али Бардвил о закяте

Аллах Великий послал человечеству Своих пророков и посланников с руководством от Него, чтобы люди жили достойно на этой Земле и выполнили свою миссию, возложенную на них Богом. Человек является великим творением Господа, которого Он возвеличил над другими творениями и обеспечил его всем необходимым, чтобы тот был счастлив на этой земле.

Одним из украшений этой жизни является материальное благополучие. Для достижения этой цели Бог позволил человеку трудиться и зарабатывать деньги. Конечно, не всем людям удается добиться высокого уровня своего достатка. Поэтому Аллах Всевышний урегулировал этот социальный процесс введением одного из основных столпа ислама – выплате закята. Эта обязательная милостыня и ее распределение среди мусульманской общины не допускает размежевание общества, противостояние между богатыми и бедными, что, с одной стороны, приводит к зависти, ненависти и несправедливости, с другой, к высокомерию и недоверию. Очевидно, что выплата закята решает проблему бедности в обществе, способствует братской взаимопомощи, единству, социальной справедливости, не допускает разжигания ненависти между различными категориями граждан, сближает их, не допускает равнодушия, противостоит жадности, скупости, развивает любовь и чувство братства среди мусульман, что, в конце концов, укрепляет их общину и способствует призыву к исламу.

В этом скромном труде я постараюсь объяснить читателю не только значимость выплаты закята с исламской точки зрения, но и поясню правила его расчета и распределения. В свою очередь, я взял за основу труды великих исламских ученых, для которых Откровения Аллаха – Коран и изречения пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – Сунна являются основными источниками знаний. Также я старался подробно обсудить те стороны закята, которые приемлемы, прежде всего, для карельских мусульман.

ВАЖНОСТЬ ЗАКЯТА

В переводе с арабского языка слово «закят» означает «очищение», «благодать»(баракят), «рост», «увеличение», «чистота» и «правильность». Закят является третьим основным столпом ислама. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в рамадане». Аллах приказывал в Коране: «И выстаивайте молитву, и давайте закят» (2:43), а также: «Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их» (9:103).

Закят – это сумма, выделенная при определенных условиях из имущества, которая должна быть передана нуждающимся в ней людям.

Эта часть дохода берется только от обеспеченных людей. Она не берется от людей с низкими доходами. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: нищим, бедным, сборщикам закята, тем, кто склоняется к исламу (с целью привлечения их сердец или укрепления их в религии), рабам, с целью их выкупа, несостоятельным должникам, на пути Аллаха, путникам, не имеющим средств.

Закят с имущества выплачивается не чаще одного раза в год. Его размер невелик, не обременяет человека и не влияет на дальнейшее развитие его дела. Закят платится по правилам, установленным Самим Богом. С одной стороны его выплата приносит пользу как самим нуждающимся, так и всему мусульманскому сообществу. С другой, закят побуждает обеспеченных граждан вкладывать свой капитал в дело, тем самым не оставляя его на долгое хранение.

Выплата закята обязательна для каждого мусульманина при том условии, что он владеет определенным минимумом (нисаб) имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, урожая и др.

Кто выплачивает закят, тот освобождает себя от бремени долга и получает великую награду от Аллаха. Человек, который не выплачивает закят, наоборот, считается совершающим тяжкий грех и его ждет великое наказание от Аллаха в День воскресения. Если человек не выплачивает закят и вообще не признает эту обязанность, тогда он выходит из лона ислама, считается вероотступником и его ждет вечное пребывание в аду. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет пред ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя черными пятнами на глазах, который обовьется вокруг него, вопьется ему в щеки и скажет: «Я – твое богатство, я – твое сокровище». Затем пророк прочитал следующий аят: «И пусть не считают те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, что это – лучше для них. Нет, это – хуже для них! В День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, чем они скупились; и Аллаху принадлежит наследие небес и земли; и Аллах ведает о том, что вы творите» (Коран, 3: 180).

В Коране сказано: «А те, кто собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй их мучительным наказанием в тот день, когда в огне геенны будет это разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это – то, что вы сберегли для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали! (9: 34)»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любого, обладающего золотом и серебром, который не выплатил с них закят, в День воскресения ожидает обжигание тела человека слитками этих металлов, раскаленных в адском огне, спереди, сзади и по бокам в течение одного дня. Этот день продолжится 50 000 лет в нашем летоисчислении, до тех пор, пока не будет совершен Божий Суд. После этого человек увидит свою дорогу в рай или ад».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Любого обладателя стада животных, не выплативших с него закят, в День воскресения ожидает топтание копытами и бодание рогами своего хозяина. Когда пройдет последний из них, первое животное снова начинает топтать и бодать человека, и так будет продолжаться до тех пор, пока не свершится Суд Аллаха над своими рабами, который продолжится 50 000 лет в нашем летоисчислении. Потом люди увидят, куда ведет их дорога, в рай, или ад».

Людей, которые не выплатили закят со своего имущества, ждет наказание уже и в этой жизни. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Еще не было такого народа, отказавшегося платить закят, на которого Аллах не послал бы беды». В другом хадисе сказано, что «не лишил бы их дождя. И только ради животных Аллах посылает этот дождь». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал также: «Каждому, кто не выплатил закят со своих денег, Аллах обязательно зачтет все деньги такого человека харамом (запретными)». Кроме того, нам известно как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) наказывал тех людей, которые не платили закят. Он (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто отдает закят, надеясь на награду от Аллаха, тот получит ее. А кто отказывается от его выплаты, у того мы, поистине, заберем его и еще половину его имущества, как наказание от нашего Господа».

Кроме того, известно, что те, кто не платит закят, не заслуживает заступничества пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В хадисе сказано: «И пусть в День воскресения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее * и не говорит: «О Мухаммад**!», ибо я скажу: «У меня ничего для тебя нет, ведь я довел до твоего сведения послание Аллаха». И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: «О, Мухаммад!», ибо я скажу: «У меня ничего для тебя нет, ведь я довел до твоего сведения послание Аллаха».

А тот, кто выплачивает закят, должен знать, что любой обман, занижающий сумму закята, является тяжким грехом.

О людях, берущих закят, но не нуждающихся в нем, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующее: «Поистине, мужчина, берущий закят, но в нем не нуждающийся, губит свое имущество».

Когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал в Йемен своего наместника Муаза, да будет доволен им Аллах, он сказал ему: «Призови их принести свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха. И если они подчинятся этому, уведомь их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв ежедневно. Если же они подчинятся и этому, уведомь их о том, что Аллах обязал их выплачивать садаку*** (закят), который следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа». «А если они покаялись, и выполнили молитву, и дали очищение (закят), то они – братья ваши в религии» (Коран, 9:11). Хадис гласит: «Кто расстанется с этой жизнью, будучи искренним в своем поклонении Аллаху, не предав Ему сотоварищей, совершал молитву и отдавал закят, тем Аллах будет доволен».

* имеется в виду то имущество, с которого человек не уплатил положенного закята

** то есть пусть такой человек не просит меня о заступничестве

Закят с денег, золота и серебра

Мусульманин обязательно должен выплатить 2,5 % с накопленного золота, серебра или денег, если:

1) прошел один лунный год с момента их приобретения. Духовное Управление мусульман Республики Карелия (ДУМ РК) собирает закят со сбережений, золота и серебра один раз в год, а именно первого числа лунного месяца рамадан. Это число выбрано не случайно, а с целью облегчения подсчетов, поскольку мусульманам известно наступление месяца поста рамадан. Можно руководствоваться и солнечным календарем, но тогда, учитывая разницу во времени между лунным и солнечным годом, размер закята составит уже 2,575%. В последующем, говоря о годе, я буду подразумевать лунный, т.е. от первого рамадана одного года до первого рамадана последующего.

2) вес золота должен составлять размер «нисаб», т.е. более 85 гр., серебра – более 585 гр., денежные сбережения должны быть эквиваленты стоимости 85 гр. чистого золота и более. Золото и серебро подразумеваются такое, которое оставлено на хранение и не носимое женщинами (см. ниже). Например, 1 гр. чистого золота стоит 400 рублей, значит 85 гр. золота соответственно 34 000 руб., т.е. если у мусульманина имеется в сбережениях сумма менее 34 000 руб. то он не обязан выплачивать с них закят.

И наоборот, если у человека имеется такая сумма денег, то он обязан выплатить с них закят.

Если у мусульманина имеются денежные сбережения и золото, оставленное на хранение, то он должен высчитать их общую стоимость и выплатить с них закят. Например, имеется 30 000 рублей и 70 гр. золота, то высчитывается их общая стоимость. Она составляет (30 000+70х400)=58 000 рублей. 58 000 > 34 000, значит, закят выплачивается и составляет (2, 5% от 58 000 руб.) 1450 руб. в год.

Золотая, серебряная посуда или антиквариат, которые используются в быту или в виде домашнего украшения.

Мусульманам запрещается пить и есть из золотой и серебряной посуды. Если эта посуда хранится в доме как средство вложения капитала, тогда надо выплатить закят, независимо от того, кто является ее владельцем – мужчина или женщина. В этом случае оценивается не вес посуды, а ее стоимость. Если ее стоимость превышает стоимость чистого золота весом 85 гр, тогда необходимо выплатить закят.


Обзоры исламских СМИ



Сайт разработан при поддержке Фонда развития исламского Интернета

© 2008-2017. Владелец сайта — НИБФ "Ярдэм"
Создание сайта — студия Ариф