Ссылки Наша рассылка Наши кнопки Мы есть в: ВКонтакте Twitter LiveJournal Мой Мир
Внимание! Данная версия сайта не актуальна. Готовится новая версия сайта
Национальный исламский благотворительный фонд Ярдэм




Телефон для справок
8-9600-480-778

Закят


Закятом (букв: "очищение; рост") называется обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Закят является одним из основных столпов ислама, касающийся отношений между людьми, и является лучшим свидетельством заботы ислама о социальной справедливости и практического применения этой справедливости в жизни. Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и состоятельных людей. Закят - это практическое выражение милосердия, помощи и сочувствия, на которые указал Пророк /САС/ в хадисе: "Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело, если одна часть его болит, то все тело болит".

Выплата закята, являясь одним из видов поклонения Всевышнему, совершается добровольно, как и все прочие акты поклонения. Закят является словно мерилом искренности верующего; отдающий часть своего имущества тем самым проявляет благодарность Всевышнему за то, что Тот наделил его этим.

С исламской точки зрения имущество человека - это достояние Аллаха /СВТ/, как гласит священный Коран: "И давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам" /Сура: "Свет"/

Ислам считает, что Аллах вручил людям достояние и они должны быть достойными наследниками настоящего Владетеля в использовании и обращении с имуществом, о чем говорит Аллах в Коране: "И расходуйте то, в чем Он делал вас наследниками!" /Сура: "Железо"/

С этой точки зрения Ислам установил права бедных и слабых на часть имущества богатых, по словам Аллаха /СВТ/ в Коране: "В имуществах которых известное право для просящего и лишенного" /Сура: "Ступени"/

Коран гласит также: "И в достоянии их была доля для просящего и лишенного" /Сура: "Рассеивающие прах"/

Ислам положил великолепную и важную основу осуществления социальной справедливости среди людей, чтобы все рабы Аллаха имели тот удел, который ниспослал им Аллах. Посмотрев, как распределяется Закят среди тех категорий людей, которые должны его получать, видим, что целью Закята является обеспечение нуждающихся, чтобы не было в исламском обществе просящего или лишенного. В Коране предупреждаются скупящиеся о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха и мусульманин предостерегается от скупости, которая вызывает ненависть у бедных и слабых.

Этим совершенным исламским путем человеческое общество защищает себя от революции голодных и лишенных и сохраняет себя от насилия и кровопролития. Таким образом, социальная справедливость становится основой обеспечения мира, справедливости и любви среди рабов Аллаха.

Очень важно понимать, что ислам ни в коем случае не стремится к установлению полной социальной уравниловки в обществе, напротив, он выступает категорически против тех, кто хочет силой уравнять между собой всех рабов Аллаха, как в средствах труда, так и в его результатах. Эти люди хотят стереть природное различие людей и насадить уравнительную систему, им не свойственную.

Всевышний Аллах, создав людей, не сделал их равными в обладании его благами, а в силу своей мудрости и по своей воле предпочел одних другим. Это различие рабов Аллаха проявляется в разной степени симпатичности и красоты людей, в разнообразии их голосов, их физических сил и умственных способностей, социального происхождения и т. д. Такие же различия существуют и в количестве предоставляемых Аллахом благ и средств существования. Изначально Аллахом заложено в людях природное свойство, предусматривающее их имущественную дифференциацию, подобно тому, как люди отличаются между собой по степени своей талантливости. Ислам считает, что любой экономический проект, суть которого заключается в достижении так называемого экономического равенства, заранее обречен на провал. Дело заключается в том, что Ислам вовсе не провозглашает равенства в самих жизненных благах. Ислам провозглашает равенство в предоставлении возможностей и приложении усилий к приобретению благ и средств существования.

"Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии!" /Сура: "Аль-Ма'ун"/

А подаяние - это, по утверждению большинства улемов, и есть Закят.

В Священном Коране многократно указывается на обязанность мусульман "давать очищение", то есть выплачивать очистительную милостыню, закят, причем эта обязанность часто упоминается вместе с обязанностью творить молитву: "И выстаивайте молитву, и давайте очищение", то есть это чрезвычайно важные положения ислама, ниспосланные нам Всевышним.

Кто обязан выплачивать закят

Мусульманин, выплачивающий зякят, должен быть:

  • Разумным
  • Совершеннолетним
  • Свободным
  • Обладать состоянием (имуществом или деньгами) в размере нисаба, не считая долгов и предметов первой необходимости.
Нисаб - некий условный уровень материального состояния. Согласно шариату, в настоящее время нисаб составляет 82 г золота. Кроме того, существует еще два условия:
  1. владение имуществом, достигшим нисаба, в течении лунного года;
  2. имущество должно быть увеличивающимся.

Польза от выплаты закята

  • Закят выгоден дающему - он очищает мусульманина от грехов, помогает сердцу избавиться от скупости и очищает его имущество, а также способствует росту имущества (Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха /САС/ сказал о том, что ангелы молят Всевышнего: "О, Аллах, прибавь имущество дающего, о, Аллах погуби имущество держащего"). Согласно хадису посланника Аллаха (САС) имущество, с которого отчисляется закят, оберегает Аллах: "Оберегайте ваше имущество выплатой закята".
  • Выгода тому, кому предназначается закят, несомненна.
  • Если говорить об обществе в целом, /хотя благополучие каждого и есть благополучие всех/, то Закят связан с нейтрализацией ущерба обществу, какой ему могут нанести, например, люди, обремененные долгами.
Несомненно, бедность является одной из важнейших проблем, с которой сталкивается человек в своей жизни. От этого страдают самые различные государства.

Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до его бедности, чувствует свою отверженность, которая рождает в нем ненависть к богатым. Важнейшей причиной преступлений, совершаемых некоторыми людьми, является не что иное, как бедность, отверженность, ненависть к богачу, дрожащему над своим богатством. Закят - это способ помешать распространению отношений, вызывающих ненависть к богатым и к их обществу. Это путь установления любви и согласия между людьми, между бедными и богатыми, которые живут в условиях сотрудничества.

Куда направить закят?

Закят является частью религии, поэтому направления расходования закята строго зафиксированы в Исламе, и не разрешено направлять закят в иные стороны. Таких направлений – восемь, все они перечислены в следующем аяте из Корана:

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха» (9: 60).

Как следует из этого аята, Аллах указывает 8 направлений расходования закята:

  1. Бедным, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные;
  2. Нуждающимся – тем, кто имеет лишь минимум элементарных средств существования;
  3. Тем, кто занимается сбором и распределением закята;
  4. Новообращенным мусульманам, которые близки к вере или еще слабы в религиозности;
  5. Для выкупа и освобождения рабов (в современных условиях это положение утратило актуальность.);
  6. Должникам для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья;
  7. Мусульманам, находящимся на пути Аллаха, занимающимся исследованием, изучением или пропагандой Ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжении занятий;
  8. Путникам, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на родину
Закят нацелен на поддержание душевного здоровья человека, когда человек счастлив, отдавая часть своего имущества и, тем самым, участвуя в построении счастливого общества.

Человек испытывает удовлетворение, видя довольные и улыбающиеся лица вокруг, очищает свою душу, успокаивает сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Об этом говорит ученый - психиатр Драйзер: "Если человек хочет получать от жизни наслаждение, он должен приносить пользу другим. Радость личности зиждется на удовольствии других, и радость других основана на радости личности."

Закят также способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, той самой любви, которая почти всегда приводит человека к болезни, а иногда и к самоубийству. Так как скупость и накопительство - это путь, ведущий к чрезмерной любви к материальным благам. А что лучше всего помогает бороться с такого рода любовью, как не щедрость, великодушие и готовность к подаянию. Наиболее ярким проявлением чрезмерной любви человека к богатству является его отказ от достойной жизни, и человек становится невнимательным к делам своей семьи и даже веры.

Во времена пророка Мухаммада (САС) был один человек, звали его Саальба Бин Хатыб, и был он так беден, что ходили они с женой в мечеть по очереди, потому что у них была одна рубаха на двоих. Бин Хатыб отличался искренностью и набожностью, его почти всегда можно было найти в мечети, и поэтому прозвали его тогда "птичка мечети" Однажды он пришел к пророку Мухаммеду (СААС) и сказал: "О,Пророк, взови к Аллаху и попроси его одарить меня богатством." Ответил ему Пророк (СААС): "Горе тебе, Саальба. Малое, за что ты благодарен, лучше большого, которого ты не вынесешь".Еще раз попросил Саальба, и сказал Пророк (СААС): "Разве не хочешь ты быть подобным Пророку, если бы я желал горы золота себе, будут они мне." Саальба на это ответил: "Если попросишь Аллаха, и одарит он меня богатством, я дам каждому, кому положено, его долю." И тогда Пророк (СААС) прочитал ду'а , и получил Саальба овец, да так стало расти его богатство, что стало тесно ему в Медине. Затем стал он соблюдать только полуденную и послеполуденную молитвы. Еще выросло его богатство, и стал он молиться только в пятницу. И едва решил он отказаться и от пятничной молитвы, как Аллах ниспослал аяты о закяте:"Возьми с имуществ милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их", и послал Пророк (СААС) к Сальбе за закятом, но тот отказался, сказав: "Что это еще за налог, который придумал Мухаммад?!" И сказал Пророк (СААС) три раза: "О, горе Саальбе!". Когда же Саальба узнал, что говорится по его поводу в Священном Коране (сура "Покаяние":75-78), он спохватился, и пришел с закятом, но сказал Пророк /САС/: "Поистине, запретил мне Аллах принимать от тебя". И не принимался от него закят до его смерти, и счет его ведом теперь только Аллаху.

Закят есть не что иное, как превентивное средство против чрезмерной любви к богатству, которая может овладеть им в той или иной степени, гарантия от этой болезни.

Закят отличается тем, что это не милостыня и не любезность. Это должное, и когда бедный берет его, он чувствует, что это налог братства, что это право бедного взять у того, кто может дать. Закят также абсолютно отличается от других выплачиваемых налогов сроками своей выплаты.

Закят в Исламе выплачивается один раз в год, кроме Закята растений и плодов, который выплачивается при уборке урожая. Если бы Закят должен был бы выплачиваться каждый день, или каждую неделю, или каждый месяц, - это нанесло бы вред капиталу, и тот, кто платит, не платил бы его великодушно и с удовлетворением. Кроме того, обязательность его выплаты один раз в жизни повредила бы тем нуждающимся, для кого Закят предназначен. Нет ничего справедливее указанных сроков выплаты Закята.

Некоторые западные ученые признают то положительное, что есть в институте Закята. Масеньон пишет: "У Ислама есть определенное совершенство, что делает его настойчивым в претворении в жизнь идеи равенства. Это достигается через Закят, который каждый человек должен выплатить в казначейство. Он противодействует бессистемной меновой торговле и накоплению богатства, он также борется с ростом долгов по процентам и скрытыми налогами на товары первой необходимости. И в то же время он стоит на стороне частной собственности и торгового капитала. Тем самым Ислам, в который раз, занимает среднюю позицию между капитализмом и коммунизмом."

Это лишь некоторые цели Закята, так как невозможно охватить их все. Так же как невозможно описать все те блага, охватывающие отдельного человека, группы населения, все общество в целом и государство, частный и государственный секторы и все стороны жизни.

Это порядок, который установлен Аллахом Всевышнем в последней из религий. Что же касается воздаяния за него в Последний день, то обещал Аллах тем, кто платит Закят, великую награду.

Таким образом, Закят есть плоть от плоти остальных столпов Ислама и направлен на благо человека в этой жизни и великую награду в Последний день.

Закят аль-фитр

Кто должен платить: закят аль-фитр является обязательным для каждого мусульманина, обладающего необходимым пропитанием для себя и своей семьи. Глава семьи выплачивает за себя и за всех, кто находится на его материальном обеспечении.

Размер закят аль-Фитр: В качестве садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи выплачивается в размере 0,5 саа (1750 граммов) пшеницы или пшеничной муки или 1 саа (3500 граммов) на выбор: ячменя, сушеного винограда или фиников.

По мазхабу Ханафи, 1 саа = 4 муд = 728 мискалей = 1040 дирхемов чечевицы, 1 муд = 875 г; цифры эти получаются в результате несложных подсчетов, исходя из следующих данных: 1 дирхем = 3,36 г, 1 муд = 2 рытл, 1 рытл = 130 дирхем = 91 мискалей. Таким образом, по мазхабу Ханафи, саа равен округленно 3500 граммам (1040 х 3,36 = 3494,4). На самом деле, 3500 граммов чуть больше одного саа, и это для нас лучше, так как соблюдена предосторожность. В случае отчисления 0,5 саа получаем 1747,2 гр. Стало быть, отдаем округленно 1750 граммов или, при желании, 2 кг пшеницы (или муки).

Если в местности, где производится выплата садакат уль-фитр, нет недостатка в пшенице, в ячмене или в муке, то лучше вместо них отчислить адекватную стоимость в деньгах. Причем более предпочтительной является выплата стоимости наиболее дорогого продукта на данный момент. В неурожайные годы более уместным является выплата милостыни фитр самими продуктами: пшеницей, ячменем или мукой.

По мазхабу Ханафи, рекомендуется отчислить фитр в виде того продукта, который на данный момент более всего ценится или же стоимость этого продукта в виде денег. Если затруднительно выдать фитр в виде пшеницы или муки, то можно выплатить хлебом или кукурузой. Эта замена производится не по весу, а в соответствии со стоимостью продукта.

Весь этот набор разновидностей и вариантов выплаты предполагает наибольший эффект и пользу, которую несет в себе обязанность отчисления милостыни фитр для бедных и нуждающихся, а следовательно, и на получение наибольшей благости для дающего.

Ежегодно адекватная стоимость в деньгах закята аль-Фитр устанавливается Главным казыем Татарстана и объявляется накануне месяца Рамадан.

Кому отдать закят аль-фитр: бедным и нуждающимся людям, предпочтительно – старикам и многодетным семьям. Если нет такой возможности, разрешается передать закят аль-фитр в специальные фонды, кассы, которые занимаются сбором и распределением закята.

Время выплаты закята аль-фитр: С начала месяца Рамадан до праздника Ийд аль-Фитр (Ураза-байрам).

Закят можно выплатить и через Национальный исламский благотворительный фонд "Ярдэм"

Это можно сделать любым удобным для вас способом. При выплате закята необходимо написать в назначении платежа «Благотворительное пожертвование - Закят»

Денежные переводы на расчётный счёт

  • Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм»
  • ИНН 1658087725
  • КПП 165801001
  • БИК 049205815
  • ОГРН 1071600003530
  • р/с 40703810800000000289
  • к/с 30101810100000000815
  • в ОАО АИКБ «Татфондбанк» г.Казань
Вы можете заполнить квитанцию для перечисления средств - Закят через Сбербанк (в строке «кому» необходимо написать слово «Закят»)

Фио плательщика:
Адрес плательщика:
Кому:
Сумма : рублей

Внимания! Формирование документа корректно работает в седующих браузерах:

Mozilla Opera Safari google-chrome


Обзоры исламских СМИ



Сайт разработан при поддержке Фонда развития исламского Интернета

© 2008-2017. Владелец сайта — НИБФ "Ярдэм"
Создание сайта — студия Ариф